Парамоновские склады (Комплекс экспортных зерновых складов (5 корпусов), ул. Береговая, 47 А, 49, 51 А, 51 Б, 51 Г) - комплекс складских сооружений XIX на набережной Дона в Ростове-на-Дону, между проспектами Кировским и Семашко. Памятник федерального знач

Парамоновские склады (Комплекс экспортных зерновых складов (5 корпусов), ул. Береговая, 47 А, 49, 51 А, 51 Б, 51 Г) - комплекс складских сооружений XIX на набережной Дона в Ростове-на-Дону, между проспектами Кировским и Семашко. Памятник федерального знач
Парамоновские склады (Комплекс экспортных зерновых складов (5 корпусов), ул. Береговая, 47 А, 49, 51 А, 51 Б, 51 Г) - комплекс складских сооружений XIX на набережной Дона в Ростове-на-Дону, между проспектами Кировским и Семашко. Памятник федерального значения.

Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний — в конце 1890-х годов. Строили склады инженеры Якунин и Э. Шульман. Они грамотно и изящно воспользовались уникальной природной особенностью данного места - родниками, круглый год бъющими со склона донского берега. Инженеры собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом — 9° C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна. В архитектуре зданий был использован лаконичный кирпичный декор с мотивами романского зодчества и классицизма – так называемый «русский кирпичный стиль», - сделавший здания при всей их простоте и функциональности своеобычными, со своим неповторимым лицом (даже в их нынешнем состоянии выгодно контрастирующих с возвышающимися над ними безликими громадами недавно возведённых «многоэтажек»)

На фасадах складов в межэтажном пространстве до сих пор сохранились круглые отверстия. Их использовали для пересыпки зерна через брезентовые рукава со вторых этажей на уровень набережной. Зерно отсюда перегружалось на баржи и отправлялось за границу.

Склады сыграли важнейшую роль в становлении Ростова-на-Дону. Через них «проходили» миллионы тонн зерна, угля, шерсти, других товаров, торговля которыми позволила городу «подняться» и стать к началу 20 века одним из крупнейших торгово-промышленных центров России.
Среди тысяч рабочих, трудившихся здесь в конце 19 – начале 20 вв., был и Алеша Пешков, ставший потом знаменитым писателем Максимом Горьким и описавший свой каторжный труд на Ростовской набережной.

За время своего существования склады принадлежали разным владельцам и фирмам. Большинство находилось в собственности купцов Максимовых и всего два из них принадлежали купцам Парамоновым. Но Парамонов был для Ростова настолько знаковой фигурой, что склады на набережной издавна называются «парамоновскими».
Здания почти без потерь пережили лихолетия гражданской и Великой Отечественной войн. Лишь одно из них частично пострадало от попадание авиабомбы. Почти весь 20 век они исправно выполняли свою задачу: здесь продолжали раполагатся различные склады и конторы.

Но памятник не пережил гораздо более разрушительное лихолетие – «дикий», «бандитский» капитализм, начавшийся в 1990-е и до сих пор не закончившийся. Почти двадцатилетние тяжбы между различными «инвесторами», за которыми стоит желание заполучить самые лакомые в Ростове участки земли – на набережной, - и при этом «не тратиться» на реставрацию и сохранения памятников, превратили их в руины.

14:50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!